?

Log in

No account? Create an account

Мельян Александр

Кинематограф и все что с ним связано

Previous Entry Share Next Entry
Золотой Абрикос. Недельный киномарафон
supergogorchik
Программа 14-ого Ереванского международного кинофестиваля "Золотой Абрикос" оказалась действительно сильной и невероятно плотной. В один и тот же день могли идти показы сразу пяти лауреатов крупнейших кинофестов мира.

И все же успел посмотреть практически все, что собирался (плюс посещать мастер-классы и "midnight wrap-ups").


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Неподкупный / Lerd (2017; Мохаммад Расулоф)
{основной конкурс} {приз FIPRESCI}



"35-летний Реза, давно приехавший в провинцию из Тегерана, занимается разведением золотых рыбок. Его размеренной семейной жизни мешает некая «Компания», представленная в регионе местным мэром-взяточником. Организации необходима земля, где стоит дом главного героя. Реза упорно сопротивляется и не соглашается на хитроумные схемы, благодаря которым мог бы расплатиться с долгами, но потерял жилище. От противостояния страдают жена, работающая старшим преподавателем в школе для девочек, и сын протагониста. Постепенно конфликт обостряется".

В последние годы становится все более очевидным стремление иранских кинематографистов делать сугубо повествовательное политическое кино. Вот и здесь Мохаммад Расулоф отбрасывает киаростамиевский "синема-верите", обращая все свое внимание на создание крепкого сценария об иранском "лохе - победителе воды".
Фильмы Расулофа никогда не выходили в иранский прокат (и, скорее всего, никогда и не выйдут), режиссер и сам долгое время был под следствием. Для того, чтобы получить позволение отправить фильм в Канн, власти обязали режиссера подвергнуть его многочисленным изменениям. В большей степени это касалось тех эпизодов, в которых показывалась степень коррумпированности на государственном уровне. Однако, режиссер сумел избежать редакции, и представил полноценную картину. В Каннах фильм победил в секции "Особый взгляд", здесь же был отмечен призом ФИПРЕССИ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Хибула / Khibula (2017; Георги Овашвили)
{основной конкурс}



Фильм о последних днях первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия. Его изгнании и скитаниях по горным деревушкам северо-западной части страны.
Овашвили уже становился лауреатом главного приза Ереванского международного кинофестиваля в 2009-ом году. То был "Другой берег" - фильм о грузинском мальчике, который в поисках отца отправляется во враждебную Абхазию. По дороге ему случается встретиться с разными людьми - как грузинами, так и абхазами, как хорошими, так и плохими. И не поймешь зачем воюют и ненавидят друг друга... В общем, все как всегда - ничем "Берег" от других ему подобных лент не отличался.
Другое дело "Хибула". В основе которой лежит интересная реальная история. Да и антураж самый что ни на есть аутентичный. Зима, горы, тотальная разруха. Но, к сожалению, режиссеру изменяет чувство меры. Он пытается заполнить метафоричностью и глубокомыслием чуть ли не каждый квадратный сантиметр своей картины. Апофеозом становится встреча президента Гамсахурдия... с кем? С оленем, конечно. На манер Королевы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прикосновение ветра (2016; Елена Демидова, Ольга Веремеева)
{внеконкурсная программа}



"В поисках возлюбленного своей юности, московская актриса отправляется на съемки фильма в далекую Бурятию. Она смертельно больна и больше не верит в чудеса… Во время путешествия Юлия попадает в Иволгинский дацан. Встреча с Хамбо ламой Этигэловым вновь наполняет ее жизнь смыслом, а лама-астролог приоткрывает тайны ее дальнейшей судьбы…"

Теперь словосочетание "бурятский артхаус" будет ассоциироваться не только с замечательным фильмом Дмитрия Васильева "Ятинсотэстс". "Прикосновение", оказывается, даже выходило в российский прокат (собрал фильм, правда, лишь 1000 долларов).
Нестандртное кино на стыке игрового и документального.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Аритмия (2017; Борис Хлебников)
{внеконкурсная программа}



Сам режиссер признавался, что изначально собирался снимать чистую комедию, но пообщавшись с реальными врачами скорой и собрав об их деятельности достаточно информации, осознал необходимость в смене акцентов. С течением времени фильм становится все более серьезным, чуть отдаляясь от первоначально комедийного задела. Отдельные ситуации своей абсурдностью начинают даже напоминать "Смерть господина Лазареску" Пую. И все же, изображаю беды современной России Хлебников не опускается в болото пресловутой чернухи. Не дает он и особого повода для оптимизма, как может показаться на первый взгляд. Нет ничего определенного. Может расстанутся, а может, сойдутся. Может, уволят, а может, оставят. Может, успеют на вызов, а может, и нет. Все как в жизни, короче говоря.
Фильм Хлебникова - один из сюрпризов фестиваля. Оказывается, в России снимают еще хорошее зрительское кино.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Скорбные песни Сараево / Sarajevo Songs of Woe (2016; Фред Келемен)
{основной конкурс}



Фильм разделен на три сюжетно никак друг с другом не связанные части: "Blue Ballad for Lovers" "Blue Psalm for Wolves" "Blue Rondo for Survivors". Все три части вместе создают портрет города перенесшего ужасы войны.
Фред Келемен в большей степени известен в качестве оператора "Человека из Лондона" и "Туринской лошади" Белы Тарра. Влияние великого венгра очевидно и в режиссерской работе Келемена. Только его миры еще мрачней и депрессивней тарровских (странно, что такое вообще возможно)  Вместе с тем говорить о нем как о преемнике тоже не стоит. Фред невероятно талантливый оператор, но вот в режиссерском кресле предложить может не так уж и много. Кстати, в прошлом году в Ереване устраивали ретроспективу его работ. Тогда среди прочих была показана его дипломная работа - "Судьба" (1994), снятая на видео и только после переведенная на 16мм пленку. Несмотря на все это дебют гораздо сильней и конкретней "Скорбных песен".

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О теле и душе / Teströl és lélekröl (2017; Ильдико Эньеди)
{внеконкурсная программа}



Фильм Ильдико Эньеди кто-то назовет примером чистого искусства. Нарочито светлое, незамутненное, фентезийное кино. Два "абсолютно разных человека" видят общий сон в котором они влюблены друг в друга. Ах да, в своих снах наши герои пребывают в ипостасях оленей (да-да!). Работают они оба, кстати, на скотобойне, где максимально быстро и без боли на фоне матовых белых стен умерщвляются коровы (жаль, не олени). Эпизод с коровами - редчайший в фильме, не оставляющий равнодушным. Хоть и именно этот эпизод зафиксирован как раз таки равнодушной, словно лишь документирующей события камерой. Если такова задумка (сомневаюсь), браво, Ильдико!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Женщина, которая ушла / Ang babaeng humayo (2016; Лав Диас)
{внеконкурсная программа}



!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Реквием для госпожи Ю / Rekvijem za gospodju J (2017; Боян Вулетич)
{основной конкурс}



"Елена — тихая и одинокая женщина, живущая в Сербии. Её муж умер год назад, и с тех пор она утратила всякий интерес к жизни. Несмотря на двух дочерей, она решается на самоубийство. Женщина находит пистолет и планирует совершить суицид в конце недели — в день годовщины смерти мужа. Но перед этим ей предстоит уладить кучу вещей: вернуть кресло, которое она одолжила у соседа, сделать фотографию для надгробия, возобновить медицинский полис".

Среднестатистический восточноевропейский фестивальный фильм "про жизнь поломатую".
И еще один фильм о суициде. Вообще, в какой-то момент стало казаться, что это связующая тема фестиваля. Примерно в трети фильмов есть сцена с попыткой самоубийства, причем в паре случаев буквально кадр в кадр. Внимание спойлер: в большинстве случаев попытка так и остается только попыткой.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По ту сторону надежды / Toivon tuolla puolen (2017; Аки Каурисмяки)
{внеконкурсная программа}



"Где-то на окраине «асфальтовых джунглей» Хельсинки судьба сводит честного малого Каледа, потерявшего родину и близких, и бывшего коммивояжера Викстрёма, вложившего весь свой капитал в покупку убыточной забегаловки. Меланхоличный Викстрём и команда его эксцентричных работников берутся опекать нового знакомого. Пока Калед занят поисками пропавшей сестры, его новые друзья ищут способы преобразить свой ресторанчик и сделать его популярным заведением".
Впечатление, что только Аки Каурисмяки удается делать столь ненавязчивое, добродушно-ироничное кино на злобу дня. "По ту сторону надежды" можно условно назвать тематическим продолжением "Гавра" - сказки о чистильщике сапог и мальчике-иммигранте из Африки. Впору будет вспомнить и "Вдаль уплывают облака" где сюжет развивался вокруг навязчивой идеи героев открыть свой ресторанчик. А на самом деле, все фильмы финна что-то объединяет. И речь не о стиле или интонации режиссера. По всему творчеству Каурисмяки проходит красной нитью тема доверия и взаимопомощи. Скажу больше - Солидарности!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На следующий день / Geu hu (2017: Хон Сан-су)
{внеконкурсная программа}



"Молодая девушка А-рым устраивается на работу в небольшое издательство, заняв место бывшей возлюбленной босса. Пока он вспоминает о своем прерванном романе, его жена находит у него любовную переписку. Обманутая ревнивица врывается в издательство и по ошибке обрушивает обвинения на А-рым".

На этот раз Хон просто перемешал хронологию событий. Он будто подшучивает над своим зрителем, заставляя того искать подводные камни там, где их и нет. В плане нарратива фильм проще, чем "Хэ вон - ничья дочь", где непросто было различить сон и явь, или "Прямо сейчас, а не после", который с середины начинается заново. Хотя в определенный момент эффект дежавю возникает и в "Следующем дне". Диалог, имевший уже место быть, повторяется слово в слово. Кажется, вот оно, Сан-су решил вновь поиграть в "хорошо сейчас, плохо тогда". Но нет. Оказывается полтора часа уже прошли, фильм заканчивается, а люди повторяют свои реплики, просто потому, что время течет, предоставляя им возможность многое забыть (или притворится, что забыли).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ян Масарик / Masaryk (2017; Юлиус Шевчик)
{основной конкурс}



"Фильм о нескольких годах жизни чехословацкого государственного деятеля, Яна Масарика. События охватывают период с 1937 по 1939 годы, когда было оформлено и подписано Мюнхенское соглашение, по которому часть Чехословакии перешла во владения Германии".

Академичный байопик о незаурядном дипломате, предвидевшем последствия Мюнхенского соглашения. Судя по всему, с приличным для чешской киноиндустрии бюджетом. Такой вполне могли бы снять в Голливуде или Британии (последняя, к примеру, в прошлом году выпустила "Антропоид" с оккупированной Прагой в главной роли).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Семейное дело / A Family Affair (2015; Том Фассарт)
{внеконкурсная программа}



"Том Фассарт получает внезапное приглашение от 95-летней бабушки Марианны, которая просит, чтобы он приехал в Южную Африку и помог ей с завещанием. Все, что он знает о ней — легенды, которые рассказывал отец. Роковая женщина, известная в 50-х модель, она отдала двоих своих сыновей в детский дом, а потом эмигрировала в Южную Африку, подальше от семьи. Том принимает приглашение и берет с собой камеру, чтобы выяснить, что скрывается за мифами".

Мания ходить всюду с камерой и фиксировать вроде бы незначительные для человека со стороны эпизоды из своей собсвенной жизни, скорее всего, унаследавана Томом от отца. Многие кадры, снятые Фассартом старшим на любительскую камеру десятилетия назад,  даже включены в окончательный вариант этого фильма. Сам режиссер оказывается самым мудрым и уравновешанным героем этой истории. Возможно, потому, что он изначально выбирает роль стороннего наблюдателя, не высказывает прямо своего мнения относительно семейной драмы. Его высказывание - это фильм.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На пределе / Aus dem Nichts (2017; Фатих Акин)
{внеконкурсная программа}



"Идеальная жизнь Кати в один миг превратилась в руины — в результате террористического акта погибли её муж и сын. Друзья и семья пытаются остановить её слезы, помочь найти силы жить одной. В безумном поиске виновников бессмысленного убийства Катя не находит справедливости. И после долгой скорби, в абсолютном бессилии она идёт на радикальные меры".

Акин продолжает искать свою нишу в дебрях артмейнстрима. Пока без особых успехов. Да, фильм динамичен. Но к сожалению, это именно "мейнстримная" динамика - сюжет манипулятивен, схематичен и предсказуем. Зато Дайан Крюгер сумела доказать всем что она отличная актриса.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кроткая (2017; Сергей Лозница)
{внеконкурсная программа}



"Молодая женщина по пути на свидание к арестованному мужу встречает различных героев своего времени: от полицейских и правозащитников до проституток и бродяг".

Фильм нигде до "Абрикоса" еще не показывали. Ну, кроме Канн, конечно. Так что ереванский киносмотр предоставил эксклюзивную возможность оценить новый фильм Лозницы про русское захолустье и "все тлен". Тут, само собой разумеется, впору вспомнить и "Счастье мое", и то, что режиссер сам говорил о "Кроткой", как о сиквеле своего игрового дебюта. Основное отличие в том, что здесь все понятней, нет той мозаичности. И главное, в "Кроткой" гораздо больше откровенного гротеска, особенно ближе к финалу. И нельзя сказать с уверенностью, идет это фильму на пользу или нет.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дональд плакал / Donald Cried (2016: Кристофер Аведисьян)
{секция "Армянская панорама" - игровое кино} {"Золотой абрикос"}



"У Питера, финансиста из Нью-Йорка, умирает бабушка, и ему приходится на день вернуться в родной городок в штате Род-Айленд — позаботиться о прахе и продать семейный дом. В поезде Питер теряет кошелек, и дабы не задерживаться в городе надолго, с неохотой решает занять на обратную дорогу у школьного друга Дональда. Само собой, встреча с Дональдом оказывается делом непростым: друг детства, как выяснилось, мало изменился со школы — он все также живет на чердаке родительского дома, обклеенным постерами Kiss и порно-звезд, слушает хэви-метал и курит траву в их старом заповедном месте в промзоне".
Милая зарисовка в традициях инди трагикомедии. Встреча двух людей живущих абсолютно разной жизнью, но объединенных общей "старой радостью" - детством, юностью. Фильмов на эту тему не счесть. "Дональд плакал"- один из лучших.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гнездо горлицы (2014; Тарас Ткаченко)
{основной конкурс}



"Работа Дарьи в итальянской семье была бы невыносимой, если бы не сын старой синьоры, Алессандро. У каждого из них есть свое прошлое, которое не отпускает, но тепло и искренность привлекают их друг к другу. По возвращении в Украину к мужу и дочери, Дарье придется сделать непростой выбор между жизнью, которую она знала и той, которую «привезла» с собой".

Вот мы и подошли к моменту истины. Встречайте главный треш фестиваля! Я не знаком с украинским тв, но думаю, там должен быть свой ртр. Так вот фильм был снят для этого самого канала. Но он, по мнению создателей, оказлся настолько хорош, что для начала решили отправить на фестивали. Как это фильм оказался в одном ряду с, например "Вестерном" я не пойму никогда. разве что из за темы иммигрантов (в данном случае - эмигрантов) - еще одного тренда фестиваля.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вестерн / Western (2017; Валеска Гризебах)
{основной конкурс} {особое упоминие}



"Группа немецких рабочих отправляется на стройплощадку в пограничный с Грецией и Болгарией район. Живописные пейзажи чужой земли будоражат воображение и пробуждают дух приключений. Но наряду с тем возникает и множество проблем: языковой барьер, культурные различия, недоверие населения к чужакам. Рабочим придётся постараться, чтобы добиться расположения местных жителей".
Что эти рабочие забыли в Болгарии, причем тут Гитлер и Вторая мировая ("пусть теперь знают, что мы вернулись спустя 70 лет"), как себя идентифицирует современный немец?
Могут ли люди, ни черта не понимающие из сказанного друг другом, стать настоящими друзьями? Как они будут коммуницировать?
Название фильма говорит не только о "вторжении" западной империи. Несложно тут найти и своеобразную "игру в жанр".Немецкие рабочие и жители местной деревни, как колонизаторы и коренные. Протогонист Майнхард - эдакий Джон Смит, бывший солдат-легионер (на самом деле, нет), проповедующий теперь путь ненасилия, пытающийся сдружиться с деревенским, проникнуться их бытом и культурой. Начальник стройгруппы, как его антипод. Ну и в конце концов, одним из главных персонажей фильма является лошадь!
Думаю, со временем, "Вестерн" может обрести статус одного из культовых фильмов "берлинской школы". В первую очередь благодаря своей "многопластовости".

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Квадрат / The Square (2017; Рубен Эстлунд)
{внеконкурсная программа}



"Кристиан работает куратором музея современного искусства. Он разведен и воспитывает двух дочерей. Однажды у Кристиана крадут телефон и бумажник. Выследив аппарат через приложение, он вместе с коллегой отправляется на своей модной Тесле вершить справедливость в бедный район Стокгольма. Он рассовывает по почтовым ящикам напечатанное предупреждение «Я знаю, что ты украл мой телефон и бумажник» и называет место, куда необходимо вернуть вещи. Он не рассчитывает на успех предприятия, но он также не рассчитывает и на другие события, что поджидают его впереди".

Самый обсуждаемый фильм феста. Немудрено, полтора месяца назад Эстлунд брал Золотую пальмовую ветвь.
Подающийся как истинно гуманистичный, "Квадрат" на деле, оказывается "мизатропичным" (в некоторой мере, "мизогиничным") высказыванием.
Ведь невозможно поверить в то, что в Кристиане проснулась совесть, пусть он битый час копается в мусорном баке под проливным дождем. Напоминает все это ситуацию, когда некий олигарх вдруг решает построить церковь, дабы грехи замолить. Или нет. Покупаешь некий продукт, потому что на этикетке написано -"5 процентов идет в фонд помощи бездомным". И все, помог, на душе хорошо. Вот о чем персонаж Класа Банга, соответственно, и сам фильм.
Все бы ничего, будь "Квадрат" действительно смешной комедией.
Но анекдот оказался чересчур длинным. Есть очень талантливые эпизоды (поездка в электромобиле, "головокружительная" сцена с лестницей и тд.). Но уже к середине теряется ощущение цельности картины. Видимо, 5 месяцев - это слишком мало. Надо было, как в прошлый раз, пару лет корпеть над монтажем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Охота на призраков / Ghost Hunting (2017; Раед Андони)
{конкурс документальных фильмов} {"Золотой абрикос"}



"Чтобы справиться с призраками собственного прошлого, палестинский режиссёр Раед Андони собрал группу бывших заключённых израильского центра заключения «Аль-Москобиа», где он сам побывал в 18 лет. День за днём кузнец, архитектор, ассистент режиссёра строят декорации и разыгрывают свои воспоминания о том, как им удавалось выжить благодаря упорству и чувству юмора. По мере того, как растут стены камер, языки развязываются, а эмоции обостряются".

Первая ассоциация, еще до просмотра - махмальбафовский "Салям, синема!", где все также начинается с размещенного режиссером объявления о кастинге. Есть что-то здесь от иранской документалистики.
Важнейший фильм-эксперимент.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Те, что с берега / Dzyun kar (2017; Тамара Степанян)
{секция "Армянская панорама" - документальное кино} {"Золотой абрикос"}



Исследование трудностей жизни некоторых армянских иммигрантов в Марселе. Черно-белый видеоряд, мрачная классическая музыка: и так уже депрессивная история становится еще депрессивней. Тот случай, когда нет взаимодействия арта и актуальной документалистики, тут они друг другу только мешают. Но, учитывая то, в сколь плачевном состоянии находится сегодня армянский кинематограф, фильм можно назвать удачей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сексуальная Дурга / Sexy Durga (2017; Санал Кумар Сасидхаран)
{основной конкурс} {"Золотой абрикос"}



"Дурга, мигрантка из северной Индии, и кералец Кабир в бегах. Им предлагают помощь два мелких преступника. За ночь незадачливая Дурга увидит целый срез общества. Параллельно ее путешествию в фильме разворачивается другая таинственная история: в керальской деревне богомольцы исполняют ритуальное представление в честь богини Кали".

Потрясающий зловещий индийский антихоррор (самое простое и оригинальное видение концепта "вечного возвращения"), неожиданно ставший триумфатором фестиваля.
Документальные кадры жестоких ритуалов точно рифмуются с основной сюжетной линией. Ведь, как говорил и сам режиссер, протыкание собственного тела железными крючьями - насилие против себя самого. Следовательно, делать больно другому становится еще легче.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Топ-10
"По ту сторону надежды" (Аки Каурисмяки)
"Сексуальная Дурга" (Санал Кумар Сасидхаран)
"Женщина, которая ушла" (Лав Диас)
"На следующий день" (Хон Сан-су)
"Вестерн" (Валеска Гризебах)
"Аритмия" (Борис Хлебников)
"Дональд плакал" (Крис Аведисян)
"Охота на призраков" (Раед Андони)
"Неподкупный" (Мохаммад Расулоф)
"Кроткая" (Сергей Лозница)